Prev Next

21:00

ЕАЭС и Иран подписали временное соглашение о зоне свободной торговли 21.00

20:59

Эрдоган обсудил с Путиным последние события в Палестине 20.59

20:57

Волкер заявил о неспособности Украины вернуть Донбасс и Крым 20.57

20:56

Россия проиграла Канаде в четвертьфинале чемпионата мира 20.56

20:54

В Израиле местных жителей предупредили о грядущих ракетных обстрелах 20.54

20:52

Bloomberg: в этом году быстрее всех богатеют миллиардеры из Франции 20.53

20:52

Росавиация запретила "Саратовским авиалиниям" продажу билетов 20.52

20:50

Счетная палата выявила в МО РФ незаконное использование более 544 млрд рублей 20.50

20:49

Авторы школьных учебников написали открытое письмо Путину 20.49

20:48

Трамп угрожает Меркель торговой войной за «Северный поток-2» 20.48

США выходят из ядерного соглашения с Ираном – что дальше?

Понедельник, 14 Май 2018 10:53

Президент США Дональд Трамп, вопреки позитивным надеждам своих европейских партнеров, России и Китая, 8 мая объявил о выходе Вашингтона из ядерной сделки с Исламской Республикой Иран.

Впрочем, несмотря на упомянутые надежды, сомнений в том, что сделка будет расторгнута, оставалось в последние дни достаточно мало. Очевидно было, что иранцы не согласятся на пересмотр условий Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), принятого в июле 2015 года, «по Трампу» - соглашение для Тегерана попросту того не стоит.

Напомним, что американская сторона требовала от ИРИ, помимо уже взятых на себя обязательств непосредственно по ядерной программе, прекращения разработок баллистических ракет, отказа от поддержки ряда военных и политических групп Ближнего Востока («Хезболла», «Талибан», «Хамас», «Ансар Аллах» и др.), отказа от антиизраильской риторики и  кибератак против США и их союзников. «Вишенкой» на этом торте из требований и претензий стал призыв Вашингтона «соблюдать права человека» на территории Исламской Республики. На такого рода уступки, напоминающие скорее ультиматум Австро-Венгрии в 1914-м, чем реалии равноправных переговоров XXI века, Исламская Республика пойти не могла. Косвенным прогнозом негативного сценария развития событий стал резкий скачок цен на нефть, которые впервые с 2014-го года превысили показатель в 70 долларов за баррель.

К разрыву ядерной сделки Дональд Трамп стремился, еще будучи кандидатом в президенты США – тогда он называл ее «худшей в истории», и обещал «исправить ошибки», допущенные, по его мнению, администрацией Барака Обамы.

Согласно действующему законодательству, президент США должен продлевать договор с Ираном каждые 90 дней, что Трамп уже делал, однако в этот раз ситуация пришла-таки к своему логическому завершению. Интересно, что множество российских специалистов и иранская сторона надеялись на то, что европейским партнерам удастся повлиять наТрампа.

В отличие от США, Франция, Германия и, пусть и в меньшей степени, Великобритания напрямую заинтересованы в поддержании экономических связей с ИРИ. С одной стороны они нуждаются в иранской нефти – особенно в условиях не самых радужных перспектив в отношениях с РФ, с другой – рассматривают эту страну как рынок сбыта ряда товаров, а также благодатное поле для инвестиций. Однако на данный момент, скорее, именно Трампу удается «продавливать» волю своих партнеров – к примеру, Ангела Меркель, в общем-то заинтересованная в сохранении ядерного соглашения, заявила после встречи с американским президентом в Вашингтоне, что действующего соглашения «недостаточно», и оно является лишь первым шагом. Далее канцлер ФРГ выразила намерение, подобно своему американскому партнеру, ограничивать ракетную программу Тегерана и его влияние в Сирии и Ливане. Не возымело никакого действия и письмо 500 британских, французских и германских парламентариев президенту США, в котором депутаты призывали Трампа не торпедировать СВПД. Сейчас ситуация складывается прямо противоположным первичным ожиданиям специалистов образом – США, наоборот, имеет все шансы вывести из сделки своих европейских партнеров.

Это – пожалуй, самый опасный сценарий в сложившейся ситуации. Дело в том, что Вашингтон имеет возможность организовать не только прямое политическое давление на европейских лидеров. Еще один фланг, по которому может прийтись удар – экономика. В случае, если США на деле вернется к действовавшему ранее санкционному режиму а, возможно, и усилит его – европейским компаниям трудно будет к нему не присоединиться, не навлекая на себя угрозы американских штрафов. Ранее США уже не раз штрафовали иностранные компании за работу с иранской стороной. В этом случае ничего не удержит от выхода из условий соглашения и Иран, который, по словам главы его организации по атомной энергетики Али Акбара Салехи, за считанные дни способен довести уровень обогащения имеющегося урана до 20%.

Впрочем, выход США из СВПД может быть и чисто демонстративной мерой – ведь по факту большую часть взятых на себя, согласно плану, обязательств, Вашингтон все равно не выполняет. В частности, это касается иранских счетов, замороженных в американских банках, снятия ряда санкций и т.д. Если же США откажутся от давления на европейских партнеров и возврата к действовавшим ранее ограничениям, то, скорее всего, де-факто сохранится действующий ныне режим СВПД с возможностью Вашингтона оказывать давление на стороны при необходимости. В этом случае участникам сделки придется просчитать «стоимость» нахождения в рамках соглашения. В настоящее время уже известно, что к подобным «подсчетам» приступили Иран и Германия. Учитывая, что европейская тройка выразила намерение сохранить СВПД, а Россия и Китай никогда не подвергали сомнению его релевантность, именно такой сценарий на данный момент выглядит приемлемым и даже желательным. При этом в самом Иране в этом случае усилятся антиамериканские настроения – и без того активизирующиеся не только в среде политической элиты, но и в обществе в целом, и даже в его интеллигентской, городской части, традиционно лояльной США и Западу в целом. ИРИ вряд ли что-то удержит от дальнейшей борьбы с американским влиянием от Афганистана до Ливана.

Ряд экспертов уже предсказал возможную войну Ирана с Соединенными Штатами и Израилем. Основанием для этого стало не только решение Дональда Трампа, но и действия израильской стороны. 9 мая Тель-Авив привел в боевую готовность свои силы противовоздушной обороны, и даже открыл бомбоубежища на севере страны и на оккупированных Голанских высотах. Опасался Израиль не Сирии, а именно «ответа Ирана» за недавние авиаудары своей авиации по авиабазе Т-4 в провинции Хомс, в ходе которого погибли иранские офицеры. Далее последовал обмен артиллерийскими ударами и самая масштабная за всю историю сирийского вооруженного противостояния израильская бомбардировка территории арабской республики. Впрочем, развития конфликта пока не последовало. Между тем, именно премьер-министр Израиля Бениамин Нетаньяху постоянно подталкивал Трампа к разрыву ядерного соглашения с Ираном, подчеркивая деструктивную и негативную роль Ирана на Ближнем Востоке. Более того, Нетаньяху утверждал, что у него имеются «сотни страниц» доказательств продолжения Тегераном военной составляющей его ядерной программы, вопреки санкциям. Эти данные готово было проверить МАГАТЭ, ранее регулярно инспектирующее Иран и его ядерные объекты и не имевшее к нему никаких претензий. Однако американский лидер решил «поверить» гораздо раньше – по чисто политическим, разумеется, причинам. Следующим важным шагом к войне с Ираном станет признание США террористической организацией Корпуса стражей Исламской Революции (КСИР), активно оперирующего в защиту иранских интересов на Ближнем Востоке. Надо признать, что Трамп неоднократно достаточно резко высказывался в отношении КСИР, получая, впрочем, в ответ выражения схожей тональности от президента ИРИ Хасана Роухани и других ее официальных лиц. Говорить о войне сейчас, вне сомнения рано, но перспектива скатывания в соответствующее русло у Ирана, США и всегда готового к этому Израиля, несомненно, есть.

Однако, в Соединенных Штатах далеко не вся политическая элита и общество – за политику Трампа в отношении Ирана. Так, бывший госсекретарь США Джон Керри, фактически, один из основных архитекторов ядерного соглашения с Тегераном, провел переговоры с рядом иностранных лидеров и дипломатов, в том числе и иранских, стремясь сохранить договор. Известно о встречах Керри с министром иностранных дел Ирана Джавадом Зарифом, президентом Франции Эммануэлем Макроном, президентом Германии Франком-Вальтером Штайнмайером, а также с главой европейской дипломатии Федериккой Могерини. Дональд Трамп, в свою очередь, назвал действия Керии не только «нежелательными», но и «незаконными». Последнее обвинение связано с наличием в американском законодательстве так называемого «закона Логана» (появившегося еще в XVIII веке), запрещающего переговоры американских частных лиц с представителями других государств от имени Соединенных Штатов. Напомним, что Керри на данный момент является частным лицом. Данный закон никогда не был применен на практике, и вряд ли у Керри будут какие-либо проблемы, однако само возникновение такой повестки является ярким свидетельством отсутствия в США единодушия по «иранскому вопросу».

Таким образом, ситуация в американо-иранских отношениях, вне сомнения, накаляется, однако для дальнейшей антииранской политики США существует достаточно много не только внешних (например, европейских), но и внутренних ограничений. Более того, приемлемые отношения с Ираном крайне желательны для США для проведения вменяемой политики на Ближнем Востоке - борьбы с терроризмом, переговоров с шиитскими партиями и группировками, выстраивания региональной стабильности. Другое дело, что стремление к достижению вышеуказанного со стороны Вашингтона на данный момент – неочевидны. Нельзя сбрасывать со счетов и Россию, которая с одной стороны поддерживает Иран и ядерное соглашение, но с другой, получает выгоды от развала сделки, т.к. в этом случае поднимаются цены на нефть, и нивелируются последствия антироссийских санкций. Более того, в случае отказа от иранской нефти Европы, роль России в энергетическом секторе старого континента возрастает до невиданных высот, что, опять же, делает неработающими антироссийские экономические ограничения. В этой связи на данный момент выход из СВПД Трампа выглядит эмоциональным решением, однако, если это – часть продуманной политической линии, обеспечить его выгодность для США будет очень сложно, и потребует взвешенных, тонких и грамотных мер, которых современному руководству страны, очевидно, недостает.

Антон Евстратов

Источник: Kavnews.ru 

Оцените материал
(0 голосов)