Prev Next

13:55

Найдена похищенная картина Куинджи, задержан подозреваемый 13.56

23:04

Более 80 рейсов отменили и задержали в аэропортах Москвы 23.04

14:01

В Киеве признали «Турецкий поток» самым опасным проектом 14.01

14:01

Bloomberg узнал об отказе Банка Англии вернуть Мадуро слитки на $1,2 млрд 14.01

13:58

Трамп временно завершил рекордный по длительности шатдаун в США 14.00

11:26

Внешний долг России снизился на 12,4% за 2018 год 11.26

11:25

Шансов найти выживших в ЧП в Черном море не осталось 11.25

11:08

Минстрой выступил против списания долгов за газ всем регионам 11.08

15:48

В России до смерти избили ветераншу Великой Отечественной войны 15.48

15:47

Сербия захотела газопровод в обход Украины 15.48

Вайнахская реабилитация как «не-событие» в советской истории

Среда, 09 Январь 2019 23:52

Сталинский режим к началу войны с нацистской Германией сфабриковал коллаборационизм вайнахов. На самом деле, тезис - тактическая уловка: сначала объявить, а потом обвинить… Чечено-ингушская территория не была оккупирована, и солдат вермахта  здесь даже в розовых снах не видели.

Миф придуман для оправдания депортации вайнахов в среднеазиатские республики и Казахстан. Начало апокалипсиса - 23 февраля 1944 года. Свидетельства подтверждают казни немыслимой жестокости. Все они имеют своих «активистов», организаторов и заказчиков, уходящих на самый верх власти. Впрочем, повинны в них также США, Запад и другие «не видевшие, не слышащие и не знавшие».

Людей перевозили в скотских вагонах. Не все выдерживали мучения. Во время редких остановок конвоиры выкидывали трупы. Члены одной семьи были отделены друг от друга, и большинство никогда больше не видели друг друга. На фронтах десятки тысяч вайнахов показывали примеры мужества и героизма. Несмотря на это, их снимали с передовых и отправляли к изгнанным соплеменникам.

В спецпоселениях раз в две недели приходилось регистрироваться в комендатуре.  Передвигаться разрешалось в пределах трёх километров. На большие расстояния, требовался документ.

Пропаганда изображала депортированных как мятежников, предателей, бандитов и дикарей. Стигматизация свою роль сыграла: местные жители относились к прибывшим с настороженностью. Хотя, очень скоро сложился определенный «модус вивенди».
Депортация изменила генофонд нации: вместо стройных, изящных горцев родились слабые и больные дети. Пожилые и немощные мечтали умереть на земле предков, но дотянули не все. С 1944 по 1948 год (наиболее ужасный период!) погибло от 14,6% до 23,7% изгнанников. (Н.Ф. Бугай. «Иосиф Сталин - Лаврентий Берия: Их надо депортировать» - документы, факты, комментарии. г.Москва, «Дружба народов», 1992 г., с.264-265).

В целом же, по мнению историков, смертность за всё время высылки выросла до 50%. Многие умерли от холода, голода и эпидемий. В их числе - знатоки чечено-ингушской истории, фольклора, эпоса, хранители традиций, знаменитые мастера по металлу. И это была огромная демографическая потеря для вайнахского этноса.

Картографам поручено стереть всю информацию о Чечено-Ингушской АССР. Вместо нее создан Грозненский округ в составе Ставропольского края, позднее преобразованный в Грозненскую область. Сельские районы присоединены к Дагестану и Северной Осетии, некоторые отошли к Грузии. Примечательный факт: вайнахов депортировали, а евреев нет. Но они, в отличие от других, не грабили чужие жилища, не тронули ни одной вещи.

На обезлюдевших пепелищах агитпроп занялся осквернением памяти. История вайнахов переписана. Практически все культурные и религиозные памятники уничтожены. Но зато в Грозном, на улице Чернышевского, в 1949 году по указанию Берии был восстановлен и оставался до 1989 года бюст генералу Ермолову. На чугунных плитах ограждения цитата: «Народа сего под солнцем нет подлее и коварней. Алексей Ермолов о чеченцах». Сталинский «инжиниринг» с перекройкой территорий, возведением на пьедестал кровавых идолов заключался в том, чтобы нацменьшинства не могли совместно противостоять центральной власти. Кстати, подобные вмешательства в демографическую структуру и культурную ткань жизни до сих пор рикошетят этноконфликтами и разгулом террора.

Вайнахи 9 января 1957 года были реабилитированы, но по умолчанию считались изменниками, «ненадежными элементами». Их депортация как бы «не-событие» в советской истории. Трагедия табуирована (кроме случаев оправдания!) до конца 1980 годов. Под строгим запретом также мероприятия, напоминающие о ней. И это сильно повлияло на историческую память вайнахов. Трагические воспоминания о депортации передавались через семью из поколения в поколение.
Указ 1989 года Президиума Верховного Совета СССР о реабилитации депортированных народов – акт символический, поскольку не содержит конкретных мер реализации. И как итог, к началу 1990 годов интерпретация фактов и воспоминания о депортации впервые были сформулированы как претензия на независимость. Так часто происходит спустя десятилетия…
И две чеченские войны здесь можно объяснить как отложенный акт воздаяния за нанесенную обиду. 

Алимхан Хажбатиров,
математик, политический аналитик

Грозный, Чеченская Республика

Источник: Kavnews.ru 

Оцените материал
(0 голосов)