Prev Next

14:51

Парламент Македонии повторно утвердил договор с Грецией о переименовании страны 14.51

14:50

Госдума одобрила закон о введении акцизов на кальянную смесь 14.50

14:43

Американский сенатор пригрозил России «драконовскими мерами» 14.43

14:42

Пара из Эймсбери не связана со Скрипалями, заявили в Лондоне 14.42

14:41

«Ъ»: Путин присвоил Сергею Кириенко звание Героя России 14.42

21:00

ЕАЭС и Иран подписали временное соглашение о зоне свободной торговли 21.00

20:59

Эрдоган обсудил с Путиным последние события в Палестине 20.59

20:57

Волкер заявил о неспособности Украины вернуть Донбасс и Крым 20.57

20:56

Россия проиграла Канаде в четвертьфинале чемпионата мира 20.56

20:54

В Израиле местных жителей предупредили о грядущих ракетных обстрелах 20.54

Этнические проблемы Ирана и региона в конференции, организованной Институтом востоковедения РАУ в Ереване

Вторник, 05 Июнь 2018 09:32

26-27 мая в Российско-Армянском университете в Ереване состоялась международная конференция «HISTORICAL AND CULTURAL RELATIONS BETWEEN IRAN AND THE CAUCASUS» Ранее мы уже писали о данном форуме, собравшем в армянской столице элиту мирового востоковедения.

Сейчас же есть смысл рассмотреть некоторые ключевые проблемы, обсуждавшиеся в докладах, прениях и в закулисье этого мероприятия.

Интересные и долгие дискуссии прошли по этнической конструкции Ирана. Некоторые участники конференции, в частности, директор Института востоковедения РАУ, профессор Гарник Асатрян отмечали, что сама постановка вопроса о кажущейся этнической мозаичности Ирана - ошибочна. Иран, по их мнению, не следует определять как полиэтническое государство, это анахронизм. В данном вопросе невозможно следовать модели Российской Федерации, Бельгии, СССР и других, якобы, похожих стран. Иран - совершенно другое, это – естественный конструкт.Профессор Асатрян, вдобавок, выдвинул методологически важный момент для определения полиэтничности вообще – это искусственность, либо вторичность vs первозданность демографической картины конкретного региона. В отношении Ирана в этом контексте, по утверждению профессора, определение полиэтничности выглядит несуразно, ибо демографическая картина страны сложилась на территории, на которой и было создано это государство – ни одна его часть не была искусственно присоединена, аннексирована. Кажущееся локальное языковое разнообразие этого пространства сложилось именно в недрах этой же страны. И, самое главное, кажущаяся мозаичность имеет не очень древнюю историю, ибо она формировалась после арабских завоеваний VIII в. и, по сути, отражает демографическую картину Ирана после XII-XIII вв., и даже еще позже. И курды, и белуджи, и тюркоязычные азерийцы, и другие локальные языковые группы сформировались на территории Ирана не раньше X в. Посему говорить о таких принятых в международном дискурсе понятиях, как «хозяин земли» или «оккупация» в отношении локально-языковых групп на материале Ирана – не релевантно. 

Также Асатрян оспорил само наличие в Иране дихотомии меньшинство vs большинство. «Любой человек, представитель любого локально языкового-сообщества может быть меньшинством в своем доме, кругу семьи, но на улице, на работе, к примеру, становиться частью большинства. Меньшинство и большинство диалектически связаны в Иране, нет одного – нет и другого! В Иране нет этноса под названием персы – так кто же тогда большинство? К чему противопоставлять меньшинство большинству, если большинства попросту нет?, - объяснял свою позицию директор Института востоковедения РАУ.

Нидерландский исследователь Бабак Резвани выдвигал теорию о том что, имея меньшинства в своем национальном составе, страна получает больше возможностей оперировать с соседними государствами, часть населения которых – эти самые меньшинства. По мнению господина Резвани, это – не только слабость и уязвимость страны, но и сила. В ходе долгих дискуссий и прений гость из Нидерландов, однако, не смог назвать конкретные преимущества наличия в том или ином государстве национальных меньшинств. Со стороны противников такого подхода прозвучало утверждение о том, что, «когда люди выдвигают теории по этническим вопросам, предлагают пути решения этих вопросов, они должны ставить себя на место тех, кому придется имплементировать эти теории» в том смысле, что любое теоретическое суждение должно иметь реалистическую основу в плане возможностей претворения теории в жизнь.

Основательно была представлена борьба мировых и региональных держав на территории Сирии - в докладе заместителя главного редактора Kavnews Антона Евстратова давался анализ основных политических, социальных и экономических аспектов, а также перспектив послевоенного восстановления арабской республики. Отдельно была показана этнорелигиозная картина Сирии, что является во многом определяющим фактором самого существования этого ближневосточного государства. По мнению докладчика, на фоне нежелания участвовать в послевоенном становлении САР США и европейских стран, поставивших «не на ту карту» и не имеющих оснований помогать победившему их правительству Башара Асада, и экономических проблем союзных Дамаску России и Ирана, возрастает роль Китая, имеющего необходимые средства, и желающего обеспечить коридор для вывода своих товаров по «Новому шелковому пути».

Одной из магистральных тем конференции стала этническая картина и демографические проблемы Северного Кавказа, в частности, Дагестана. Серьезный доклад по данной теме был представлен профессором кафедры всеобщей истории Дагестанского государственного университета Русланом Сефербековым. Ценность выступления еще более повысилась, благодаря дискуссии докладчика с другим представителем Дагестана, Темирланом Айтберовым, оспорившим данные республиканской переписи.

В ходе другого заседания высказывалась мысль о том, что Северный Кавказ – тот регион, которому необходима какая-то доминанта. В ее отсутствии многочисленные этнические образования скатятся в стадию перманентных конфликтов, а наиболее малочисленные среди них встанут перед угрозой полного исчезновения. Когда-то такой доминантой был Арабский халифат, затем - Османская империя и Персия, сейчас – Российская Федерация. Судя по всему, последняя – наиболее подходящая и пустившая глубокие корни в кавказскую действительность стихия. Именно при русском владычестве кавказские народы добились несомненных успехов в культуре, государственном строительстве, языковом развитии и т.д.

Участники конференции «HISTORICAL AND CULTURAL RELATIONS BETWEEN IRAN AND THE CAUCASUS» решительно отринули азербайджанские претензии на Дербент и другие соседние регионы, заявив о том, что сам Азербайджан расположен в основном на землях автохтонных народов Южного Кавказа, и вопрос о возвращении им этих территорий – все более актуален.
Представители Северного Кавказа приняли участие и в особом заседании ереванского форума, в ходе которого было решено перейти к практике ежегодных международных семинаров по обсуждению актуальных вопросов кавказских народов и кавказоведения в целом в стенах Института востоковедения Российско-Армянского университета.

Источник: Kavnews.ru 

Оцените материал
(0 голосов)